Информационное сообщение о проведении заседания городского методического объединения социальных педагогов г.о. Прохладного КБР
22 октября 2019 года на базе МБОУ «СОШ № 4 им. А.Г. Головко» состоялось второе заседание городского методического объединения социальных педагогов. Заседание было проведено в форме интегрированного методического семинара социальных педагогов и педагогов - психологов.
На заседании присутствовало 11 человек.
Основная тема - «Школьная служба примирения (медиация)».
На заседании были озвучены следующие вопросы:
- Актуальность школьных служб примирения.
- Правовая основа школьных служб примирения в образовательной сфере.
- Критерии отбора дел для проведения восстановительной программы в школьной службе медиации.
- Восстановительная медиация: рождение взаимопонимания. Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации.
Модель школьных служб примирения разработана в РФ и опирается на традиционные практики примирения и урегулирования конфликтов в сообществе.
Для подготовки сторон конфликта к участию в восстановительной программе и организации самой восстановительной программы нужен человек, владеющий теорией и практикой применения восстановительного подхода. Ведущий восстановительных программ (специалист службы примирения) создает условия для восстановления у сторон конфликта способности понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных или криминальных ситуаций, а также организует поддержку несовершеннолетних участников конфликта или правонарушения и их договоренностей со стороны значимого социального окружения.
Важнейшими в восстановительном подходе являются понятия вреда (в том числе обиды) и ответственности. Вред в восстановительном подходе – это деяние одного человека по отношению к другому, в результате которого был причинен ущерб, что-либо было нарушено или разрушено (в том числе отношения) и воспринимается другим как несправедливость. Причинение вреда ведет к появлению негативных последствий для пострадавшего: материальных, физических, вред в форме разрушившихся отношений и т.д. Исправление причиненного жертве вреда в восстановительном подходе не является наказанием для человека, причинившего вред, оно является восстановлением справедливости и мира в сообществе. При заглаживании вреда большое значение имеют раскаяние и прощение.
К правовой основой создания и деятельности служб примирения относится:
- Указом Президента РФ № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», а также пунктами 59, 62 и 64 «Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012г., «в образовательных организациях рекомендуется создавать школьные службы примирения», нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности; - Стандарты восстановительной медиации, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году. Документ носит рекомендательный характер и является основой для работы в школьных службах примирения в рамках восстановительного подхода;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г., который ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): …как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов»;
- Статья №76 УК РФ указывает, что «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред», следовательно, примирительный договор дает суду основание для прекращения дела (но не обязывает суд его прекратить, оставляя это на усмотрение суда).
Социальные педагоги и педагоги-психологи поделились опытом работы по теме семинара, обсудили наболевшие темы, связанные с профилактической работой межличностных отношений, учащихся в подростковой среде.
Руководитель ГМО: О.В. Шипкова